Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
Поиск
Войти
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Выпуск журнала «ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ» (2024. № 28)

19 октября 2024
статья до 20 ноября 2024 г.

И Н ФО Р М А Ц И О Н Н О Е   П И С Ь М О
  ООО Компания «Ай Пи Ар Медиа»
  и научная школа
«Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты»
(Сочинский государственный университет)
  готовят к изданию выпуск журнала 
  «ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ» (2024. № 28)

   

Выпуск призван объединить усилия филологов – теоретиков и методистов, а также всех представителей научно-методического сообщества, в центре внимания которых – язык в его риторической функции, созидающий дискурсивно-текстовый универсум культуры на всех уровнях лингвориторической (ЛР) самореализации языковой личности (ЯЛ): этническом, полиэтнокультурно-государственном, мировом – от индивидуальной языковой личности (идиолект и идиостиль писателя, государственного деятеля, ученого и др.) до масштабов категории «планетарная языковая личность», разработанной в ЛР парадигме, – во всей системной совокупности различных видов и типов дискурсивных процессов полиэтносоциокультурно-образовательного пространства.

Теория и методология лингвориторической парадигмы. Креативный потенциал ЛР парадигмы как интегративной концептуальной платформы формирования инновационного дискурса коллегиальной ЯЛ ученого-гуманитария. Система научных и методических трудов Сочинской ЛР школы. Категория «научная школа» как дискурсивно-текстовый континуум самореализации коллегиальной ЯЛ продуцента научно-исследовательского дискурса, подтип обобщенного субъекта гносеологически ориентированной коммуникации в области научного дискурса как институционального.

Антропоцентрическая лингвистика: достижения и перспективные проекции. Традиционная и новейшая риторика: инварианты и специфические компоненты, динамика, тенденции. От теоантропокосмической парадигмы Школы Всеединства русских религиозных философов языка к лингвориторике русского космофилософского дискурса и Философии Синтеза. Семантика, синтактика, прагматика, теоантропокосмика как семиотические аспекты ЛР парадигмы.

Универсальность лингвориторических параметров рассмотрения на новом уровне речемыслительных феноменов в синергетике концептуальных аппаратов лингвистики и риторики: 

1. Этос: Благо – Добро, Логос: Мысль – Истина, Пафос: Красота – Гармония, София (Софийный синтез): Вдохновение – Любовь как идеологические компоненты речевого поступка – рецептивно-аналитического, репродуктивно-конструктивного, продуктивно-творческого. 

2. Уровни структуры ЯЛ как носителя идеологии: вербально-семантический (АВС), лингвокогнитивный (тезаурус), мотивационный (прагматикон), синтез-уровень (уровень ситуативного синтеза). 

3. Базовые механизмы реализации интегральной ЛР компетенции: инвентивно-парадигматический, диспозитивно-синтагматический, элокутивно-экспрессивный, акциональный (устная и письменная формы репрезентации смыслов для Другого). 

4. Обеспечивающие механизмы реализации ЛР компетенции: преддиспозитивно-ориентировочный, мнемонический, психориторический (обратная связь с реципиентом), редакционно-рефлексивный.

Лингвориторическая парадигма: антропоцентрические, языковые, текстовые, коммуникативные, дискурсивные аспекты. Институциональные и личностно-ориентированные дискурсивные процессы в матрице универсальных ЛР параметров. Комплексное ЛР исследование системно-структурных репрезентаций ЯЛ продуцента и реципиента в полиэтносоциокультурно-образовательном пространстве (ПЭСКОП) РФ, стран СНГ, мирового сообщества в дискурс-практиках, дискурс-ансамблях, дискурсивных процессах разных видов и подвидов, типов и подтипов: 

– дискурс-тексты социокультурной коммуникации: общественно-политический, массмедийный, PR, рекламный, административный, дипломатический, спортивный, политический, экономический, юридический, медицинский, психолого-прагматический, туристический, компьютерный и др.;

– дискурс-тексты литературно-художественной коммуникации: фольклорный, литературный, художественно-идеологический (дискурс-тексты социалистического реализма/возвращенной литературы), фантастический, публицистический, литературно-критический и др. Феномен литературной личности писателя: ядро языковой личности, риторский статус, художественно-эстетический статус, тип идеоречецикла (прозаический, поэтический, верлибрический и др.), профессиональная ЛР компетенция мастера слова;

– дискурс-тексты гносеологически ориентированной коммуникации: научный, философский, религиозный, эзотерический, педагогический и др.

Туристический дискурс и профессиональная языковая личность экскурсовода в лингвориторической парадигме.Изучение процесса и продукта речемыслительной деятельности профессиональной ЯЛ представителей туриндустрии, прежде всего экскурсовода, в системе универсальных ЛР параметров и механизмов реализации ЛР компетенции на уровнях языковой, текстовой, коммуникативной, этнокультурно-речевой субкомпетенций профессиональной ЯЛ. Характеристики и закономерности речевой коммуникации в данной сфере полиэтносоциокультурно-образовательного пространства России ХХI века как ее «визитной карточке» в восприятии иностранных реципиентов, интересующихся русским языком, российской культурой, историей, достопримечательностями. Комплексное решение теоретических проблем языкознания и коммуникативистики, включая аспекты развития и популяризации туриндустрии и сервиса, формулирование концептуально значимых положений и выводов, актуальных, в том числе, для подъема на новый уровень практических рекомендаций в области профессиональной подготовки российских экскурсоводов, др. специалистов туризма и сервиса. 

Непрерывное лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система. Пролегомены к Международной стратегической сессии «Совещание экспертов-филологов российских и зарубежных вузов по проблемам формирования речемыслительной культуры в высшей школе» и Международной молодежной научно-практической конференции «Русская речемыслительная культура: проблемы эффективности коммуникации» в рамках общего проекта «Фестиваль науки СГУ» (апрель 2025). 

Высшая школа как образовательное поле для системной разработки и внедрения инноваций, обеспечивающих высокий уровень интегральной ЛР компетенции и речемыслительной культуры, эффективность и влиятельность русско- и иноязычной коммуникации в разных сферах социокультурной практики. Воспитание языковой личности в вузе на основе отечественного ЛР идеала и этически ответственный речевой поступок как единица профессиональной и межличностной коммуникации для будущего специалиста.

ЛР конструкты разных типов как методы и приемы формирования речемыслительной культуры ЯЛ обучающегося: ораторика, полемика, дискуссия, беседа, семинар, мозговой штурм и др.; литературная рецепция, репродукция, творческая продукция; технологии восприятия, понимания, анализа и интерпретации, репродукции и продукции институциональных видов дискурса (педагогический, журналистский, PR, рекламный, юридический, деловой и др.). 

Функциональные стили языка и речи, функционально-смысловые типы речи, речевые и литературные жанрыкак стартовые позиции речемыслительной деятельности продуцента и реципиента дискурсивных процессов в рамках лингвориторико-герменевтического круга: теория и методика обучения.

Подготовка будущего учителя русского языка и литературы как профессиональной языковой личности: Этос, Логос, Пафос, Софийный синтез речемыслительной деятельности. Преподавание литературы в школе и вузе как наука и искусство. 

Статус «Исследователь, преподаватель-исследователь» выпускника аспирантуры по направлению «Языкознание и литературоведение», положительный опыт подготовки аспирантов по ФГОС и его транспозиция в условиях обучения по Федеральным государственным требованиям (ФГТ) как качественный скачок для российской филологической науки.

Би- и полилингвальная ЯЛ: первичная и вторичная подструктуры субъекта дискурсивных процессов в системе овладения неродным государственным и иностранными языками для общекультурных и специальных целей. Общее и специфическое при обучении: русскому языку как родному, как государственному, как иностранному; родным национальным языкам; иностранным языкам – в аспекте типологии ошибок (уровни языковых операций, текстовых действий, коммуникативной деятельности) как сбоев в работе механизмов реализации ЛР компетенции и обучающей модели «антикультуры речемыслительной деятельности». 

Становление сильной ЯЛ диалогического, демократичного, поликультурного типа как непрерывный процесс самоидентификации и формирования Я-концепции. Самопрезентация и индивидуальный имидж профессиональной ЯЛ. Системность непрерывного ЛР образования: дошкольное учреждение – школа – вуз – система дополнительного профессионального образования; бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура.

Требования к оформлению статей

Объем статьи – 8 стр. и более через 1,5 интервала, кегль 14, поля: по 2 см сверху, снизу; по 2,5 см слева, справа. Абзацный отступ 0,6 см и переносы выставляются автоматически. Необходимы соответствие проблематике, вычитанная рукопись (без рисунков, таблиц). Ссылки в тексте оформляются по образцу [Аверинцев, 1996, с. 45], библиографический список – по алфавиту, без нумерации. На все указанные в списке работы должны быть ссылки в тексте статьи. 

Журнал размещается в НЭБ и РИНЦ: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=37965

По желанию авторов возможна доработка версии принятой статьи для журналов из наукометрических баз Web of Science и Scopus (на условиях издателя).

О р г а н и з а ц и о н н ы е   у с л о в и я

Срок предоставления статей – до 20 ноября 2024 г., на адрес: alvorozhbitova@mail.ru

Стоимость публикации: 1 стр. – 200 р.; оплата производится после ответа о приеме статьи. 

Скачать информационное письмо

Назад к списку