Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
Поиск
Войти
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Кушнерук С.Л. (2024). Направления исследования миромоделирования в российской лингвистике: парадигмальные рамки и понятийный аппарат

Кушнерук С.Л. (2024). Направления исследования миромоделирования в российской лингвистике: парадигмальные рамки и понятийный аппарат

Кушнерук С.Л.
Kushneruk Svetlana L.

Направления исследования миромоделирования в российской лингвистике: парадигмальные рамки и понятийный аппарат
Trends in the research of world-modeling from the perspective of Russian linguistics: Paradigmatic framework and conceptual apparatus

Для цитирования: Кушнерук С.Л. Направления исследования миромоделирования в российской лингвистике: парадигмальные рамки и понятийный аппарат. Russian Journal of Linguistics. 2024. V. 28. No 2. P. 439–465. https://doi.org/10.22363/2687-0088-35762
For citation: Kushneruk, Svetlana L. 2024. Trends in the research of world-modeling from the perspective of Russian linguistics: Paradigmatic framework and conceptual apparatus. Russian Journal of Linguistics 28 (2). 439–465. https://doi.org/10.22363/2687-0088-35762

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда перспективных научных исследований ФГБОУ ВО «ЧелГУ» 2024.
Finance and acknowledgements. The study was financially supported by the Foundation for Advanced Scientific Research of ChelSU, 2024.

Аннотация. В первой четверти XXI века понятие миромоделирования вызывает большой интерес современных учёных и активно разрабатывается в теории литературы, текста и дискурса. Трактовка данного понятия в лингвистике существенно отличается от литературоведения, что определяет актуальность исследования этого сложного ментально-языкового феномена в рамках науки о языке. Цель настоящей статьи – провести обзор отечественных публикаций, в которых поднимаются проблемы моделирования мира в языке и коммуникации. Она конкретизируется задачами систематизировать направления исследования феномена в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы и обозначить в каждом из них потенциал научной проблематики. В статье представлены результаты осмысления новейших наработок российских специалистов, обращающихся к феномену миромоделирования в речевых практиках. Выборка составляет 334 публикации, извлечённые из общенациональной информационно- аналитической системы eLIBRARY. Отстаивается идея о том, что под влиянием господствующей парадигмы в лингвистике оформляется самостоятельное когнитивно-дискурсивное направление исследования миромоделирования. Устанавливается, что метанаучная широта когнитивно-дискурсивного подхода к изучению миромоделирования получает конкретизацию, что ведёт к появлению дискретных направлений исследования, аккумулирующих свою систему понятий. Обсуждается научный потенциал лингвокогнитивного, концептуального, функционального, аксиологического, семантико-стилистического, когнитивно-прагматического и лингвоидеологического направлений. Приводятся аргументы относительно того, что логика развития дискретных направлений определена межпарадигмальным взаимодействием, благодаря которому знание о репрезентации мира в коммуникации выстраивается на общих парадигмальных принципах, а также достижениях частных дисциплин. В заключи- тельной части внимание уделяется возможностям разработки лингвокультурологического, социально-семиотического, лингвоперсонологического, психолингвистического направле- ний, которые начинают заявлять о себе в отдельных публикациях. Утверждается и объясня- ется, что междисциплинарность делает возможным сочетание нескольких векторов анализа миромоделирования. Результаты исследования могут использоваться для совершенствования теории когнитивно-дискурсивного миромоделирования в лингвистике и ее применения в социогуманитарной сфере.

Ключевые слова: миромоделирование, когнитивно-дискурсивные исследования, когнитивно-дискурсивное миромоделирование, теоретическая лингвистика, методология лингвистики, направления лингвистики

Abstract. In the first quarter of the XXI century, world-modeling has been actively discussed in the theory of literature, text studies and discourse studies. The concept of world-modeling in linguistics significantly differs from that in literary studies, which determines the relevance of this research. The paper aims to review the publications by Russian scholars that raise the problems of world-modeling in communication, to highlight the dominant tendencies of research within the framework of the cognitive-discursive paradigm and to discuss their theoretical potential. The sample consists of 334 publications retrieved from eLibrary database. The paper argues that due to the influence of the dominant paradigm in linguistics, an independent cognitive and discursive trend of world-modeling research is being developed in Russia, and is becoming more specific, which leads to the emergence of discrete areas of research that accumulate their own system of concepts. The paper discusses the research potential of lingua-cognitive, conceptual, functional, axiological, semantic, stylistic, lingua-ideological, cognitive and pragmatic trends. The author argues that the logic of the development of discrete trends is determined by the inter-paradigm interaction, thanks to which knowledge about the representation of the world in communication is built on general paradigmatic principles as well as the achievements of particular disciplines. The paper concludes by drawing attention to the lingua-cultural, socio-semiotic, lingua-personological and psycholinguistic research traends observed in some recent publications. The interdisciplinary nature of modern linguistics makes it possible to combine several perspectives of the world-modeling analysis. The results of the study can contribute to the further development of the cognitive and discursive world-modeling theory in linguistics and social studies.

Keywords: world-modeling, cognitive and discursive research, theoretical linguistics, methodology of linguistics, areas of linguistics

Скачать/Download