Рассматривается проблема стратегического фреймирования (фрейминга) в зарубежной коммуникативистике. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к возможностям интенционального использования ментально-языковых структур как схем интерпретации, активируемых агентами дискурса и перерабатываемых реципиентами. Цель работы конкретизируется тремя задачами: систематизацией предлагаемых зарубежными специалистами подходов к определению фрейма; обсуждением истоков теории, предопределивших разные векторы научного поиска; осмыслением проблем и перспектив изучения стратегического фреймирования в коммуникативной лингвистике. Материалом послужили публикации ведущих специалистов, внесших вклад в объяснение механизмов конструирования социальной реальности через апелляцию к понятию фрейма в последние сорок лет. Определено, что исследования фреймирования уходят корнями в области психологии, социологии, искусственного интеллекта. Доказывается, что понятие стратегического фреймирования активно используется в практиках анализа общественных отношений. Высказывается мнение, что подход, развивающий взгляды И. Гофмана и идеи социального конструкционизма П. Бергера и Т. Лукмана, может рассматриваться как самостоятельное направление исследований стратегического фреймирования в медийной коммуникации. Обсуждаются его возможности. В результате исследования к методологически не решенным в изучении стратегического фреймирования отнесены проблемы определения, идентификации, типологизации медиафреймов и их отграничения от смежных феноменов. В заключение подчеркивается, что существующие в зарубежной коммуникативистике наработки являются надежным источником сведений, которые могут быть продуктивно использованы для развития теории стратегического фреймирования в российской дискурсологии и медиалингвистике.
Ключевые слова: фрейм, стратегическое фреймирование, дискурс, медиалингвистика, массовая коммуникация.
The article focuses on the problem of strategic framing in communication studies. The author aims at investigating the possibilities of strategic use of mental-linguistic structures as interpretation schemas activated by discourse agents and processed by audiences. The objective of the author is made observable in the following tasks: to systematize the approaches to frame, proposed by scholars; to discuss the roots of the framing theory that predetermined different vectors of scientific analysis; to discuss problems and prospects of strategic framing research in communicative linguistics. Within the framework of the research, the author have analyzed more than 60 papers written by experts who contributed much to understanding the mechanisms of social reality construction. It is revealed that psychology, sociology, and artificial intelligence are major source domains of the framing theory. It is proved that strategic framing is a very useful paradigm, which is actively employed in analyzing public relations. It is argued that the theory of strategic framing, purported by Goffman’s ideas and social constructionism tenets suggested by Berger and Luckman, has evolved into a separate branch of communication studies. Potential applications of the strategic framing theory that can be methodologically used for the development Russian discourse studies and media linguistics are outlined.
Key words: frame, strategic framing, discourse, media linguistics, mass communication.
Скачать / Download