Аннотация. Статья посвящена медиалингвистическому исследованию формата телеграм-дискурса как типа интернет-опосредованной коммуникации, получающего распространение в социальной сети Telegram. Цель — выработать параметры, определяющие формат телеграм-дискурса, для анализа данной разновидности цифрового контента с учётом лингвистических и экстралингвистических факторов его функционирования в виртуальной среде. Методология работы основана на положениях, доказанных в отечественной и зарубежной интернет-лингвистике, дискурс-анализе, социальной семиотике, медиалингвистике, о возможностях форматирования информации, языке виртуального взаимодействия, функциональных разновидностях речи, мультимодальности дискурса, изменении качества текстуальности в новых технологических условиях. Предложена трактовка формата телеграм-дискурса как совокупности параметров, упорядочивающих его содержание и определяющих особенности функционирования в интернет-среде. В целях установления зависимости формата телеграм-дискурса от разнотипных характеристик неязыковой и языковой природы обосновывается и применяется кейс-метод. Проанализировано 922 телеграм-поста, опубликованных в телеграм-каналах о трудовой миграции в период с сентября по декабрь 2023 года. Отстаивается идея, что специфика формата телеграм-дискурса обусловлена рядом значимых факторов, обеспечивающих формальные и содержательные аспекты смыслопорождения. В результате исследования устанавливается, что формат телеграм-дискурса является полипараметральным, и это находит выражение в следующем: а) технические характеристики Telegram задают модульный формат; б) своеобразие коммуникации между телеграмерами и подписчиками обнаруживает диалогичность формата; в) мультимедийные характеристики социальной сети объясняют гипертекстуальный формат; г) взаимодействие семиотических знаков определяет модусно-конвергентный формат; д) свойства цифровой текстуальности предопределяют письменно-разговорный формат. Полученные результаты представляют ин- терес для дальнейшей разработки проблем дискурсообразования в контексте виртуализации социальных практик.
Ключевые слова: телеграм-дискурс, цифровой дискурс, формат дискурса, форматирование ин- формации, медиалингвистика, социальные сети, мессенджеры.
Abstract. The article focuses on the format of the Telegram discourse as a variety of digital communication. The objective of the paper is to work out a set of parameters for the analysis of the Telegram discourse from the perspective of formatting the content, taking into account both linguistic and extralinguistic factors of its functioning in the digital sphere. The methodology of the research draws on the provisions of Internet linguistics, Discourse analysis, Social semiotics, Media linguistics on the information formatting, functional varieties of speech, multimodality of discourse, and transformations of the digital textuality in the new technological environment. The Telegram discourse format is defined as a set of parameters that organizes its content and determines the discourse functioning in a virtual environment. To gain the objective, a case method has been applied. The sample contains 922 posts published by three Telegram channels on labor migration in the period from September to December 2023. The author argues that the Telegram discourse format is a broad notion encompassing different types of factors that provide formal and conceptual aspects of meaning construction. It is proved that the format of the Telegram discourse is polyparametric, which is made evident by the following: a) technical characteristics of the messenger contribute to a modular format of discourse; b) communication between telegrammers and subscribers reveal its dialogic nature; c) multimedia characteristics of the messenger explain the hypertextual format; d) the selection of semiotic modes contributes to the multimodal convergent format; e) the quality of the digital textuality enacts the ‘written-spoken’ format. The results of the research present interest for further development of the problems of discourse formatting in the context of virtual social practices.
Keywords: Telegram discourse, digital discourse, discourse format, formatting of information, media linguistics, social media, messengers.
Скачать/Download