Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
Поиск
Войти
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Кушнерук С.Л. (2023). Ксенофобия как фактор идеологического миромоделирования в цифровой коммуникации

Кушнерук С.Л. (2023). Ксенофобия как фактор идеологического миромоделирования в цифровой коммуникации
Кушнерук С.Л.
(Челябинский государственный университет)

Ксенофобия как фактор идеологического миромоделирования в цифровой коммуникации
Xenophobia as factor of ideological world-modeling in digital communication

Для цитирования: Кушнерук, С. Л. Ксенофобия как фактор идеологического миромоделирования в цифровой коммуникации // Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки. — 2023. — № 16 (6). — с. 871–883. EDN: CHQUFV.

Citation: Kushneruk S. L. Xenophobia as factor of ideological world-modeling in digital communication. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2023, 16(6), 871–883. EDN: CHQUFV.





Аннотация. Социально-психологический феномен ксенофобии, основанный на нетерпимости к чужому, рассматривается как фактор миромоделирования в цифровой коммуникации. Исследование проводится в русле лингвистики информационно-психологической войны с учётом достижений дискурсологии и критической лингвистики. Цель работы — выделить ключевую стратегию и систематизировать речевые тактики и приёмы идеологического миромоделирования, осуществляемого в отношении трудовых мигрантов в телеграм-дискурсе. Используются философские, общенаучные и специальные методы. Основным дисциплинарным методом является дискурсивный анализ, дополнительно привлекаются контекстуальный и лингвоидеологический анализ. Ксенофобия интерпретируется как макроинтенция, приводящая в движение механизмы конструирования систем значений о трудовых мигрантах, что находит отражение в выборе речевых стратегий и тактик. Обосновывается понятие дискурсивного мира трудовой миграции как репрезентационной структуры в телеграм-дискурсе. Утверждается, что в её пределах формируется линия смыслогенерации, отграничивающая «своих» от «чужих», и это выводит на первый план макростратегию поляризации. Доказывается, что прагматическое фокусирование на трудовых мигрантах предопределяет тактико-стратегический арсенал второго уровня. Стратегия дискредитации признана ведущей в репрезентации социального актора. Систематизированы ключевые тактики её актуализации: создание отрицательного образа мишени, утверждение неполноценности мишени, разоблачение моральных недостатков мишени, «навешивание» ярлыков, обвинение мишени в отрицательном влиянии на общество. Доказано, что в плане выражения приёмы реализации тактик отличаются многообразием речевых форм. В плане содержания они получают ограничение пределами пейоративно-оценочных матриц, что способствует негативному восприятию иностранных специалистов. Результаты исследования представляют интерес для дискурсологии, политической лингвистики, медиалингвистики, могут использоваться для предотвращения маргинализации недоминантных социальных групп, а также упреждения распространения неприязни к экзогруппам в виртуальной среде.
Ключевые слова: ксенофобия, миромоделирование, лингвистика информационно-психологической войны, цифровая коммуникация, телеграм-дискурс

Abstract. The paper upholds the socio-psychological phenomenon of xenophobia as a factor of world-modeling in digital communication. The methodology of the research draws on the advances of the linguistics of information and psychological war, discourse studies and critical linguistics. The objective of the author is to identify the key strategy and systematize the speech tactics and techniques of ideological world-modeling employed by the agents of the Telegram discourse in relation to migrant workers in Russia. The main methods are discourse analysis, contextual analysis and linguoideological analysis. Xenophobia is interpreted as a macro intension lying behind  the mechanisms of meaning construal about migrant labour. It determines the choice of speech strategies and tactics. The term “discourse-world of labour migration” is introduced and considered to be a conceptually complex representational structure in the Telegram discourse. It is argued that against the backdrop of it, the macro strategy of polarization, dividing ‘US’ (locals) from ‘THEM’ (migrants), is central. The named macro strategy is specified by the second-level strategy of discrimination, employed to represent the migrant workers. The key tactics are systematized. It is proved that on the formal level, each tactic can have a variety of speech patterns. On the semantic level, they are limited by the pejorative evaluation matrices, which contribute to the negative perception of the working migrants as a social actor. The results might present interest for further investigation of hate speech in the media, and can be used to prevent the marginalization of non-dominant social groups, and the spread of hostility to outgroups in virtual communication.
Keywords: xenophobia, world-modeling, linguistics of information and psychological war, digital communication, Telegram discourse.

Скачать