Цель — изучить особенности репрезентации массмедийного концепта МИГРАНТ в одном из популярных каналов политической тематики «Многонационал», освещающего проблемы трудовой миграции в РФ.
Методологическая база: теория дискурса, контент-анализ, теория когнитивно-дискурсивного миромоделирования, когнитивно-лингвосинергетический подход, концепция многополярности.
Полученные результаты:
Рассмотрены особенности вербализации ядерной области массмедийного концепта МИГРАНТ на материале канала «Многонационал» в мессенджере «Телеграм» (347.7К подписчиков). Для проведения контент-анализа методом сплошной выборки были отобраны медиатексты с 2018 года по 2024, для анализа данных использованы 2 платформы (Миратекст и AntConc). Установлено, что устойчивая цифровая коммуникация осуществляется большей частью через медиадискурс, в котором четко отслеживаются наиболее острые конфликтогенные структуры мировидения, отображающие столкновение культурно-ценностных матриц в языковом сознании реципиентов разных полюсов многополярного мира. Целесообразно вести мониторинг массмедийных концептов, который позволит отследить доминирующие представления в обществе и тиражируемые в медиа. Это даст возможность подобрать пути снижения конфликтогенности на данный момент такого лингвосоциокультурного феномена как МИГРАНТ.
Научный вклад исследования в решение задач проекта:
Проанализированы работы отечественных специалистов по проблемам исследования медиадискурса и медиаязыка, посвященных межкультурному взаимодействию и конфликтогенности в цифровой среде. Составлены и изучены фокусных корпусов пабликов, извлечённых из каналов Telegram, посвящённых проблемам межэтнического взаимодействия и трудовой миграции с учётом фактора охвата аудитории и обсуждаемой проблематики. Применены сервисы аналитики Telegram-каналов и средств автоматического анализа частотности и контекстного использования элементов текста при помощи мультиплатформенного средства лингвостатистического анализа текста AntConc, а также платформы Miratext для разработки методики анализа разнотипных речевых конфликтогенов с учётом качественных,
количественных и мультимодальных аспектов телеграм-постов.
Для цитирования:
Мамонова, Н. В. Массмедийный концепт «МИГРАНТ» в цифрой текстуальности Телеграм-канала «Многонационал» / Н. В. Мамонова // Когнитивные исследования языка. – 2025. – № 1(62). – Ч. I. – С. 341–345.
Статья «Когнитивно-лингвосинергетический аспект блогосферы в Телеграм при формировании медиаобраза мигранта»
Цель – изучить медиаконструкт МИГРАНТ на материале российских телеграм-блогов.
Методологическая база: теория дискурса, контент-анализ, теория когнитивно-дискурсивного миромоделирования, когнитивно-лингвосинергетический подход.
Полученные результаты:
Рассмотрены особенности репрезентации медиаобраза мигранта в российских блогах Telegram «Кровавая барыня» и «Дядя Слава» при освещении конфликтогенных вопросов миграции. Были изучены публикации за 2024 год с количеством просмотров 100К+. Автор приходит к выводу, что неустойчивые медийные системы стремятся к реализации отрицательной обратной связи с целью подавления микрофлуктуаций и дальнейшего концептуального развития (например закрытие модуля обратной связи в виде реакций и комментариев). Более устойчивые блог-структуры реализуют концепцию положительной обратной связи, способствуя усилению микрофлуктуаций, развитию и тиражированию циклических повторов, популяризирующих определенные идеи в коллективном языковом сознании. Благодаря высокой интерактивности блогосферы целесообразно исследовать динамику изменения общественного мнения через массмедийные концепты культурно-ценностной матрицы корпуса медиатекстов блогов.
Научный вклад исследования в решение задач проекта:
Проанализированы работы отечественных и зарубежных специалистов по проблемам исследования медиадискурса и медиаязыка блогов, посвящённых особенностям существования сетевых медиасообществ, диалогичности в межкультурном взаимодействии и конфликтогенности в цифровой среде. Составлены и изучены фокусные корпуса блогов каналов Telegram, посвящённых проблемам трудовой миграции с учётом фактора охвата аудитории и обсуждаемой проблематики. Применены сервисы аналитики Telegram-каналов и средств автоматического анализа частотности и контекстного использования элементов текста для разработки методики анализа разнотипных речевых конфликтогенов с учётом качественных, количественных и мультимодальных аспектов телеграм-постов.
Для цитирования: Мамонова, Н. В. Когнитивно-лингвосинергетический аспект блогосферы в Телеграм при формировании медиаобраза мигранта // Динамика медиасистем. – 2025. – Т. 5, № 1. – С. 678-687. – DOI 10.47475/2949-3390-2025-5-1-678-687.
Савко Павел Витальевич
Статья «Воздействующий потенциал мультимодального текста»
Цель — проанализировать специфику кодирования информации в мультимодальном тексте и особенности его воздействия на адресата.
Методологическая база: теория когнитивно-дискурсивного миромоделирования, невербальная семиотика, теория мультимодальности.
Полученные результаты:
Продемонстрировано, что воздействующий потенциал мультимодального текста в социальной сети Telegram реализуется за счет модусной конвергенции вербального, аудиального и визуального кодов, которая создает модель смыслогенерации и обеспечивает целостное восприятие передаваемого сообщения.
Научный вклад исследования в решение задач проекта:
В целях апробирования мультиплатформенного средства лингвостатистического
анализа текста AntConc и его основных инструментов (KWIC, Word List, N-Grams, Key
Word List) для количественной обработки данных осуществлен анализ Телеграм-каналов ведущих поставщиков банковских услуг – ВТБ, СБЕР, Точка-банк, Альфа-банк. Установлено, что наиболее частотным способом передачи образа предпринимателя или получателя услуг является совокупность использованных цветов в видеоролике, звуков, издаваемых при взаимодействии персонажей ролика и инструментов банковской системы (терминалов оплаты, банковские переводы и т.д.), а также вербализированный концепт «Выгода».
Для цитирования:
Савко, П. В. Воздействующий потенциал мультимодального текста / П. В. Савко // Когнитивные исследования языка. – 2025. – № 1(62). Ч. II. – С. 889–893.