г. Челябинск, Проспект Ленина, д. 69
Поиск
Войти
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Кушнерук, С. Л., Курочкина, М.А. (2019). Новоидеологема в дискурсе американских СМИ

Кушнерук, С. Л., Курочкина, М.А. (2019). Новоидеологема в дискурсе американских СМИ

Кушнерук Светлана Леонидовна
д.ф.н, профессор
Курочкина Мария Анатольевна
к.ф.н., доцент
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(Челябинск, Россия)

НОВОИДЕОЛОГЕМА В ДИСКУРСЕ АМЕРИКАНСКИХ СМИ

New Ideologem in the Discourse of American Media   

Для цитирования: Кушнерук, С. Л., Курочкина, М.А. Новоидеологема в дискурсе американских СМИ // International Scientific-Pedagogical Organization of Philologists «WEST-EAST» (ISPOP). Scientific Journal WEST-EAST. – Vol 2/1. – № 1. – 2019. – C. 87–91. doi: 


Аннотация. Статья посвящена изучению дискурсивной актуализации идеологемы новейшей истории «Россия – противник Запада» в текстах американских СМИ. Целью работы является установление когнитивных, аксиологических, прагматических и дискурсивных особенностей реализации новоидеологемы в американских медиа. Основным методом исследования избран когнитивно-дискурсивный анализ. Американский медиадискурс рассматривается с позиций современного направления лингвистической дискурсологии, интегрирующего когнитивный, коммуникативно-прагматический, дискурсивный компоненты лингвистического анализа и развивающего теорию когнитивно-дискурсивного миромоделирования. Предлагается оригинальная методика изучения идеологемы с учётом корпусного подхода и возможностей профилирования концептуальных структур в дискурсе. Обосновывается понятие дискурсивного мира информационно-психологической войны как концептуально-сложной репрезентационной структуры, формирующей представления о противоборстве внешнеполитических оппонентов. Дискурсивный мир рассматривается как фон, по отношению к которому профилируется названная новоидеологема. Результаты исследования могут быть полезными для дальнейшей разработки лингвистических основ противодействия информационно-психологическим угрозам в медиасфере.

Ключевые слова: идеологема, теория миромоделирования, дискурсивный мир, информационная война, американский медиадискурс

Abstract. The paper focuses on discursive actualization of a new ideologem of modern history – «Russia – adversary of the West» in the texts of American media. The main objective of the authors is to establish cognitive, axiological, pragmatic and discursive features of the new ideologem in the American media discourse. Cognitive-discursive analysis is chosen as the main method of research. American media discourse is considered from the standpoint of a modern branch of discourse studies that integrates cognitive, communicative, pragmatic, discursive components of linguistic analysis and develops World Modelling Theory. An original procedure of studying the ideologem is proposed. It takes into account a corpus approach and mechanisms of profiling conceptual structures in discourse. The concept of discourse-world of information and psychological war is introduced. It is defined as a conceptually complex representation structure that forms the idea of global confrontation of foreign policy opponents. It is argued that discourse-world of information and psychological war serves as background, against which the new ideologem is profiled. The results of the research can be useful for further development of linguistic bases of counteraction to information and psychological threats in the media sphere.

Keywords: ideologem, World Modelling Theory, discourse-world, information war, American media discourse

Скачать статью