Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
Поиск
Войти
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов с лекционными материалами

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов с лекционными материалами


1. Ознакомьтесь с опорным материалом по теме из учебника.

Список рекомендуемой литературы

•       Баранникова, Л.И. Введение в языкознание. М., 2010.
•       Гируцкий, А.А. Введение в языкознание. Минск, 2016.
•       Головин, Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007.
•       Кодухов, В.И. Введение в языкознание. – М., 1987.
•       Немченко, В.Н. Введение в языкознание. М., 2008.
•       Маслов, Ю.С. Введение в языкознание. – М., 2005.
•       Реформатский, А.А. Введение в языковедение. М., 2001.

      

2. Составьте глоссарий основных научных понятий по теме. 
3. Выпишите определения основных понятий. Приведите примеры.
4. Законспектируйте основное содержание материала, представленного в главе учебника.
5. Составьте план-содержание темы на основе чтения нескольких источников (2-3 учебников).
6. Ответьте на вопросы по содержанию.

Вопросы к лекциям:

ЛЕКЦИЯ 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА. РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

1.    Что изучает общее и частное языкознание?

2.    Какими проблемами занимается прикладная лингвистика?

3.    Почему в языкознании выделяют внешнюю и внутреннюю лингвистику?

4.    Какие смежные дисциплины возникли в результате взаимодействия языкознания с другими науками?

5.    Назовите и охарактеризуйте основные разделы языкознания.

ЛЕКЦИЯ 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА 

1.    В чём заключается знаковость языка? Каковы характерные признаки знака?

2.    В чём отличие между структурой и системой языка?

3.    Назовите основные единицы языка? Каким образом они организованы?

4.    Охарактеризуйте основные типы отношений между единицами языка и языковыми ярусами.

5.    Приведите примеры парадигматических и синтагматических отношений.

ЛЕКЦИЯ 3. ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.    В чём заключается отличие между фонетикой и фонологией?

2.    Назовите сегментные и супрасегментные фонетические единицы.

3.    В чём отличие между фонемой и звуком?

4.    Какие разновидности комбинаторных фонетических процессов вы знаете? Приведите примеры.

5.    Объясните специфику позиционных фонетических процессов для гласных и согласных звуков.

ЛЕКЦИЯ 4. СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ

1.    Как соотносятся понятия слово и лексема? Приведите примеры.

2.    В чём отличия семасиологии и ономасиологии?

3.    Что такое лексическое значение слова? Семема? Приведите примеры.

4.    Систематизируйте основные классификации лексических значений.

5.    Какие типы переносных лексических значений слов вы знаете? Приведите примеры.

ЛЕКЦИЯ 5. СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА КАК СИСТЕМА

1.    Что понимается под системностью словарного состава языка?

2.    Что такое лексико-грамматические разряды знаменательных слов? Приведите примеры.

3.    Охарактеризуйте полные и частичные синонимы.

4.    Объясните разницу между узуальными и окказиональными антонимами.

5.    Назовите основные типы омонимии. Приведите примеры. 

ЛЕКЦИЯ 6. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА

1.    Чем обусловлено стилистическое расслоение словарного состава?

2.    Охарактеризуйте разновидности книжной лексики.

3.    Укажите разновидности разговорной лексики.

4.    Рассмотрите соотношение понятий сленг, арго, жаргон.

5.    Чем отличаются термины от профессионализмов? Приведите примеры.

6.    Почему понятие неологизма историческое? Объясните.

ЛЕКЦИЯ 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФРАЗЕОЛОГИИ

1.    Дайте определение фразеологии языка, фразеологизму.

2.    Какие основные классификации фразеологизмов вы знаете?

3.    Приведите примеры фразеологических сращений, сочетаний и единств.

4.    Какие единицы относятся в категории фразеологических выражений? Почему.

5.    Как соотносятся фразеологизм, пословица и поговорка.

ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ

1.    Что понимается под грамматикой?

2.    Определите грамматическое значение. Приведите примеры.

3.    Какие единицы грамматики вы знаете?

4.    Опишите основные способы выражения грамматического значения в родном русском языке.

5.    Представьте типологию морфем. Приведите примеры. 

ЛЕКЦИЯ 9. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ

1.    Что понимается под классификацией языков? Какие признаки могут быть положены в основу классификации?

2.    На чём основана генеалогическая классификация языков? Дайте характеристику индоевропейской семье.

3.    На чём основана морфологическая классификация языков? Охарактеризуйте основные типы языков.

4.    Объясните разницу между синтетическими и аналитическими языками.

5.    По какому принципу объединяются языки в рамках ареальной классификации? Приведите примеры.